СИСТЕМА МОДЫ - РОЛАН БАРТ - СТАТЬИ ПО СЕМИОТИКЕ КУЛЬТУРЫ - Янко

Сканирование и форматирование: (библиотека . ru || љ || Icq# 75088656 || Библиотека: за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет. Издательство им. Сабашниковых при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России. des Affaires Etrangères Français et de l'Ambassade de France en Russie. при поддержке Института 'Откры-тое общество' (Фонд Сороса) - Россия и Института 'Открытое общество' - Будапешт. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. Книга включает не переведенные ранее на русский язык ра-боты выдающегося французского критика и культуролога Ролана Барта. 'Система Моды' представляет собой монографию, посвя-щенную семиотике моды, ее описанию в масс-медиа, переводу зри-тельных образов на язык словесных знаков и социальных ценно-стей. В издание также включен ряд статей Р. Барта 60 - 70-х годов по семиотике культуры. Предназначено всем изучающим проблемы культурологии во-обще и семиотики в частности. ї Издательство им. Сабашниковых, 2003 ї Editions du Seuil, .. .. ? . . . ... . . .. . . ТРИ ОДЕЖДЫ .. . . . ШИФТЕРЫ .. . . . ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО .. . . . . . ОПИСАНИЕ . . . . . . . . . ОБЛАСТИ СОПУТСТВУЮЩИХ ВАРИАЦИЙ, ИЛИ КОММУТАТИВНЫЕ КЛАССЫ .. . . . . . ЗНАКОВОЕ ОТНОШЕНИЕ . . . . .. . СИМУЛЬТАННЫЕ СИСТЕМЫ: ПРИНЦИП И ПРИМЕРЫ .. . . . . . СИСТЕМЫ ОДЕЖДЫ-ОПИСАНИЯ .. . .. . . . АВТОНОМИЯ СИСТЕМ ... . . . . .. . ТРАНСФОРМАЦИИ И ЧЛЕНЕНИЯ .. . . ТРАНСФОРМАЦИЯ 1: ОТ РИТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ .. . . ТРАНСФОРМАЦИЯ 2: ОТ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К ВЕСТИМЕНТАРНОМУ КОДУ .. . . . . . . . . УРОВНИ АНАЛИЗА .. . . ЧЛЕНЕНИЕ 1: СЕГМЕНТЫ ЗНАЧЕНИЯ .. .. . . ЧЛЕНЕНИЕ 2: СЕГМЕНТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ .. . .. .. . ИССЛЕДОВАНИЕ ЕДИНИЦ ОЗНАЧАЮЩЕГО .. . . . МАТРИЦА ОЗНАЧАЮЩЕГО .. . . . . ОБЪЕКТ, СУППОРТ И ВАРИАНТ .. . . . ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ МАТРИЦЫ .. . . . СУБСТАНЦИИ И ФОРМЫ .. . .. .. . . ПЕРЕСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ .. . . СОВМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ .. .СИСТЕМА МОДЫ - РОЛАН БАРТ - СТАТЬИ ПО СЕМИОТИКЕ КУЛЬТУРЫ - Янко . . . УМНОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ .. . . .. . АРХИТЕКТУРА МАТРИЦ .. . . Группы элементов: . . . СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ .. . . . КАТЕГОРИЯ ВИДА .. . . . . ВИДОВАЯ ВАРИАЦИЯ .. . . . ВИДОВЫЕ КЛАССЫ: РОД .. . . . . ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВИДАМИ И РОДАМИ .. . . . . . ФУНКЦИЯ ВИДОВОГО УТВЕРЖДЕНИЯ .. . . .. . СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОДОВ .. . . . . . КЛАССИФИКАЦИЯ РОДОВ .. . . . . ПЕРЕЧЕНЬ РОДОВЫХ КАТЕГОРИЙ .. . . . ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ .. . . ВАРИАНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ .. .ВАРИАНТЫ КОНФИГУРАЦИИ .. . IV. .. . V. .. . VI. .. . .. . ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ .. ), по вертикали ( ), по глубине ( . ВАРИАНТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ .. . ВАРИАНТЫ СОЕДИНЕНИЯ .. . . ВАРИАНТ ВАРИАНТОВ .. . .. . СМЫСЛ: КОНТРОЛИРУЕМАЯ СВОБОДА .. . . СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . . . . . . . . НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ОЗНАЧАЮЩЕГО .. . . . СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ ВИДОВОЙ КАТЕГОРИИ: НА ПУТИ К РЕАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ . . . . . .. . МОДНАЯ ЧЕРТА .. . . . . . СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . . . . . .. . . . . ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . .. ... . МИРСКОЕ И МОДНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ . . . СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ .. . . . . . . СТРУКТУРА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ .. . .. .. . КОМБИНАЦИЯ ОЗНАЧАЕМЫХ .. . .. . . НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ОЗНАЧАЕМОГО .. . . . . . .. .. . ОПРЕДЕЛЕНИЕ . . . . ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ЗНАКА .. . . МОТИВАЦИЯ ЗНАКА .. . .. . . .. ... . ПУНКТЫ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ .. . . . РИТОРИЧЕСКОЕ ОЗНАЧАЮЩЕЕ: ПИСЬМО МОДЫ .. . . . РИТОРИЧЕСКОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ: ИДЕОЛОГИЯ МОДЫ .. . . ... . 'ПОЭТИКА' . . . 17. 4. Означаемые-означающие . . РИТОРИЧЕСКОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ ОДЕЖДЫ: МОДЕЛИ .. . . . . . РИТОРИКА И ОБЩЕСТВО .. . ... . ИЗОБРАЖЕНИЕ МИРА .. . . . ФУНКЦИИ И СИТУАЦИИ .. . . . . СУЩНОСТИ И МОДЕЛИ .. . . . . . . МОДНАЯ ЖЕНЩИНА .. . . ... . РИТОРИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЗНАКА МОДЫ .. . . КОМПЛЕКСЫ А: ФУНКЦИИ-ЗНАКИ .. . . . . КОМПЛЕКСЫ В: ЗАКОН МОДЫ .. . . . . РИТОРИКА И ВРЕМЯ .. . .. ... . СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ МОДЫ .. . . . . КОМПЛЕКСЫ А: ОТЧУЖДЕНИЕ И УТОПИЯ .. . . . . . КОМПЛЕКСЫ В: УКЛОНЧИВОСТЬ СМЫСЛА .. . . . . ДВУХЧАСТНАЯ СИСТЕМА МОДЫ .. . . . АНАЛИТИК И СИСТЕМА .. . .. ... .. .. ... .. .. ... .. .. . . . . . .. . . .. .. . . . .. . . . . . .. . . . . . . . .. .. .. . . . . .. . Рассказывают анекдотическое происшествие из биографии известного математика П.Л. Чебышева. На лекцию ученого, посвящен-ную математическим аспектам раскройки платья, явилась непредусмотренная аудито-рия: портные, модные барыни... Однако пер-вая же фраза лектора: 'Предположим для простоты, что человеческое тело имеет фор-му шара' - обратила их в бегство. В зале остались лишь математики, которые не на-ходили в таком начале ничего удивительно-го. Текст 'отобрал' себе аудиторию, создав ее по образу и подобию своему. Ю.М.Лотман, 'Текст и структу-ра аудитории' Когда в 1976 году, за несколько лет до гибели, Ролан Барт занял вновь образованную кафедру семиологии в Коллеж де Франс, то был и акт общественного признания новой науки, и акт признания самого Барта в роли ученого-семиолога. Одна-ко уже через десять лет, в первых посмертных работах о нем, семиологическая премудрость стала отходить на второй план, уступая место творчеству. Сегодня о Барте пишут не семиологи (эта наука вообще вышла из моды, обра-тилась к более специальным задачам), а почти исключительно литературоведы, и они рассматривают его как писателя-эссеи-ста, критика, самое большее теоретика литературы; 'семиоло-гический' же период его деятельности, с конца 1950-х до на-чала 1970-х годов, либо с некоторым недоумением выносят за скобки как случайное увлечение структуралистской 'научно-стью' (напоминая, что сам автор недолюбливал свои слиш-ком строгие научные работы - 'Основы семиологии', 1965, или 'Систему Моды', 1967), либо анализируют как особый пути Барта, как специфический эффект его . Сходная эволюция произошла и в истории рус-ских переводов: первым их них стал - еще при жизни автора, в 1975 г. - перевод тех самых 'Основ семиологии', образцово научного сочинения, но в дальнейшем центр тяжести публи-каций сместился сперва к теоретико-литературным, а потом и к литературно-эссеистическим текстам. Барт-писатель затмил собой Барта-ученого. Настоящее издание - попытка исправить положение, пред-ставив на русском языке труды Ролана Барта по теории знако-вых систем (семиологии, семиотике), оставляя в стороне как его эссеистику, так и критику и теорию литературы: ни одна из публикуемых здесь работ не посвящена анализу какого-либо конкретного текста или автора, и речь в них идет почти ис-ключительно о системах коммуникации. Лег-комысленно-<<светский' характер большинства этих систем резко контрастирует с аскетичным, строго научным стилем анализа, рассчитанным отнюдь не на 'широкую публику'; се-миологический период в творчестве Барта вообще может трак-товаться как своеобразная интеллектуальная аскеза. Ни одна система не может быть адекватно описана на сво-ем собственном языке - так и бартовскую семиологию мы по-пытаемся кратко охарактеризовать через сопоставления с дру-гими дисциплинами и дискурсами. Одна из первых, еще прижизненных, критических ра-бот о Барте имела в своем подзаголовке слова 'политичес-кий взгляд на знак' . Как стало ясно позднее, эта формули-ровка была не совсем точной. Политические суждения о культуре встречались у раннего Барта, последователя Сарт-ра, Маркса и Брехта, автора ангажированной театральной критики и антибуржуазных 'Мифологий' (1957); впослед-ствии же, именно по мере научной концептуализации 'семи-ологического проекта', впервые намеченного в послесловии к 'Мифологиям', политические тенденции постепенно сме-нились в его творчестве иным - отношением к знакам. Именно в этом смысле Барт говорит в конце 'Сис-темы Моды' об 'этике' систем (наст. изд., с. 314), а за Marc Buffat, 'L'Aventure sémiologique', Revue des sciences humaines, 268, 2002, p. 27-39. Louis-Jean Calvet, Roland Barthes, un regard politique sur le signe, Payot, 1973. . Этический подход к знаку заметен уже в отборе материа-ла - семиотических систем, подвергаемых научному анализу. Мода, пища, бытовые вещи, сенсационная хроника происше-ствий - все это системы эйфорические, или, как часто выража-ется Барт, эвфемические, то есть доставляющие своим пользо-вателям приятные переживания, нередко путем замалчивания неприятных сторон реальности. Главный фактор эйфоричнос-ти - сам код, на котором строится система: благодаря ему че-ловек ощущает в мире успокоительную упорядоченность, и даже отталкивающие или тревожные факты 'заклинаются', когда их четко именуют, делают 'интеллигибельными'. Так, на га-зетных фотографиях нередко изображаются драматические, даже трагические происшествия, но дополнительные коннота-тивные смыслы, диктуемые газетным кодом, уравновешивают прямое впечатление от факта удовольствием от его снят разрушенный землетрясением город - но по ряду искусно подчеркнутых бытовых деталей видно, что это город арабский, и даже без всякой ксенофобии, без всякого эгоисти-ческого чувства, что 'это у них тряхнуло, а не у нас', одна лишь этнографическая опознаваемость таких деталей смягчает ужас, внушает чувство осмысленности мира, которую не раз-рушит никакая стихия: 'человек любит знаки и любит, чтобы они были ясными' (наст. изд., с. 390). Разоблачение благополучных иллюзий, которыми тешит себя человечество, - традиционная тема моралистической реф-лексии; во второй половине века эта рефлексия получила новый толчок в экзистенциальной философии, предъявившей повседневному сознанию упрек в криводушном 'самообмане', который именуется 'спокойной совестью'. Приводя в одной из своих теоретических статей (mauvaise foi, bonne conscience), сознанию (в данном конкретном случае -литературному). Начиная с 'Мифологий', он разоблачал иде-ологические иллюзии общества потребления, которое трансли-рует свои властные интенции через посредство 'мягких' се-мантических механизмов, с помощью лести, а не запугивания. Разумеется, даже в таком обществе, не говоря уже об иных, например тоталитарных, имеются и другие семантические сис- љљ 'Литература сегодня' (1961). - Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989, с. 233 (в дальнейшем ссылки на это изда-ние даются сокращенно: Избранные работы, с указанием страницы). Избранные работы, с. 271 ('Две критики', 1963). темы, основанные на прямой агрессии и подавлении; однако у Барта они обычно остаются на периферии внимания , не ими он больше всего любит и умеет заниматься. И даже взявшись в ста-тье 'Семиология и медицина' (1972) анализировать, вообще го-воря, не репрессивную, а чисто техническую знаковую систему, но служащую для 'чтения' не удовольствий, а телесных страда-ний (болезненных симптомов), он сталкивается с недостаточнос-тью своих методов и вынужден во многом пересказывать, порой открыто, а порой и без ссылок, книгу Мишеля Фуко 'Рождение клиники' (1963): для понимания таких 'дисфорических' знако-вых феноменов фукальдианская 'археология знания' подходит лучше, чем семиология Барта. Критикуя моральную недобросо-вестность эйфорических систем, эта семиология сама от них за-висима - они ее преимущественные объекты. По словам Барта, 'можно представить себе градаци

Hosted by uCoz